История храма

Храм нашего прихода посвящен празднику всех святых, в земле Русской просиявших, о котором нужно сказать несколько слов.

***

К началу XVI в. на Руси было прославлено для общецерковного и местного почитания не более тридцати святых, несмотря на то, что после общего принятия христианской веры прошло к тому времени пятьсот лет. Основной причиной такого малого прославления русских подвижников благочестия является то, что во времена Татаро-монгольского нашествия было проблематично заниматься делом канонизации. Также не сохранялись вследствие набегов и пожаров летописи, через которые можно было бы узнать о новых русских угодников Христовых.

Массовое прославление отечественных праведников произошло при святителе Макарии, митрополите Московском, на двух соборах – 1547 и 1549 гг., — получившие свое название в честь предстоятеля – «Макарьевские». На них было канонизировано более пятидесяти святых. Сразу же этому сонму была написана служба, а память им совершалась на следующий день после праздника в честь равноапостольного князя Владимира в качестве попразднства и положительного примера влияния принятия христианской веры.

Несмотря на то, что сейчас на территории Русской Православной Церкви память святым, прославленным на двух Макарьевских соборах, не совершается, служба им помещена и в Минеях, которые были выпущены в конце ХХ – в начале XXI столетий.

В Синодальный период, вследствие угасания почитания святых в народе, память русским праведникам была упразднена, служба им не совершалась. Только на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. был поднят вопрос о восстановлении торжества и написании нового богослужебного последования. После поддержания идеи были написаны первые молитвословия, авторами которых стали Борис Александрович Тураев (1868-1920) и иеромонах (впоследствии – епископ, прославлен в лике святых) Афанасий (Сахаров). Активная работа над службой продолжалась, как ни странно, в тяжелое богоборческое время. Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Коровский, который более трех десятилетий провел в тюрьмах и ссылках, продолжал писать последование русским святым, который он, будучи в заключении, совершал вместе с другими священнослужителями-узниками. Известно, что некоторые из них тоже внесли лепту в молитвословия отечественным святым: например, богослов и литературовед священник Сергий Дурылин, будучи в тюрьме г. Владимира, написал один из тропарей канона.

Самое известное песнопение из службы, написанное святителем Афанасием, является стихира на стиховнах «Земле Русская» на подобен «Доме Евфрафов». Уже стало традицией исполнять на приходах это песнопение без стихов, став таким образом особым гимном Русской Церкви.

Особенность службы, созданной святым Афанасием, заключается в том, что ее можно совершать не только в установленное время, но и в любой день года, если для этого будет желание.

Первая редакция службы вышла в издательстве Московской Патриархии в 1946 г. без указания авторства. Уже после смерти святителя Афанасия служба пополнялась новыми текстами вследствие прославления сонма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. До начала XXI столетия служба именовалась как «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших». Однако решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 мая 2013 г. праздник был переименован – вместо «Российские» отныне употребляется слово «Русские», вследствие чего и в литургическом последовании были приняты редакторские меры.

***

Сначала на территории прихода была построена деревянная часовня, которая была освящена в честь иконы Божьей Матери «Владимирская», где прихожане регулярно стали читать акафист Деве Марии. Затем был построен дома причта.

В 2007 г. состоялась закладка будущего храма с воздвижением деревянного шестиконечного креста с надписью на памятном камне: «По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия сей памятный крест поставлен в лето 2007 года при начале строительства православного храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших». С того же года начались регулярные водосвятные молебны. Здание церкви было построено из красного кирпича с колокольней.

С 2015 г. началось регулярное совершение Божественной Литургии. На одном из колоколов выгравирована памятная надпись: «Сей благовест отлит Всехсвятскому храму в 2013 г. от Рождества Христова при Святейшем Патриархе Кирилле, митрополите Ювеналии, благочинном и настоятеле протоиерее Андрее Коробкове и ктиторстве раба Божиего Сергея Сёмочкина с благочестивым семейством». В Доме причта ежевоскресно стали проводиться занятия Воскресной школы.

Первым настоятелем стал благочинный Орехово-Зуевского церковного округа протоиерей Андрей Коробков. В 2023 г. приход возглавил священник Даниил Абдраимов.